ФЕЛИКС ЮЗЕФОВИЧ ЛЯХОВИЧ
(10.01.1804, м. Высокое (Высоко-Литовск) Брестского уезда Гродненской губернии - 21.11.1877, Житомир).
[img2]aHR0cHM6Ly9zdW45LTYwLnVzZXJhcGkuY29tL2M4NTcyMjAvdjg1NzIyMDMzNi9jNGM1Zi9vSWFMaU1PUHhTWS5qcGc[/img2]
Ученик Белостокской (1816-1822) и Свислочской (1822-1824) гимназий.
Основатель тайного общества «Согласные братья» (1820), реорганизованного в 1823 в общество Зорян.
В конце июля 1826 был арестован в Кобрине, где служил домашним учителем у командира Белостокского пехотного полка полковника Балбекова и доставлен в Вильно. Специальная комиссия, созданная «по случаю открытия между учениками в Вильне, Белостоке и Свислочи тайного общества под названием зорян» докладывала:
«Бывший ученик Белостокской гимназии, Феликс Ляхович, задумав учредить между учениками тайный союз, основал по соглашению с учеником Франциском Борковским, в 1820 году, в Белостоке общество под названием Zgodnych braci. Целью его служила взаимная приязнь, любовь к ближнему, помощь бедным и наблюдение за поведением товарищей.
В начале своего существования общество не имело никакого устава; члены пользовались правилами, составленными основателем общества Ляховичем, но среди бумаг его и других членов общества этих бумаг не найдено, из сознаний же их видно, что небольшая часть членов обладали этими правилами и в разное время их уничтожила.
Оказалось также, что, кроме вышеупомянутых правил, Ляхович сократил сочинение профессора Виленского университета Ходани, под названием «Wyklad nauki obyczajowej» и предписал членам вести себя согласно этому рассуждению о нравственности. Тетради, содержащие изложение этой науки, были найдены в бумагах некоторых членов. Впрочем, все они имели обязанность подавать проекты устава, но, так как упражнения в этом предмете их не удовлетворяли, то план составления устава остался невыполненным. Поводом к этому служило то, что Ляхович, желая отделаться от некоторых сомнительных членов, объявил, что общество окончательно закрывается.
Между тем, он переименовал в эту пору (1823 г.) своё общество в Зорян. Название это он выбрал по той причине, как сам сознаётся, что на подобие света зари, которая, предшествуя появлению солнечных лучей, предвещает земле благодетельное действие солнца, каждый принадлежащий обществу Зорян, должен был исполниться любовью к ближним.
Цель общества Зорян была та же, что и у «Согласных братьев», и пользовалось оно теми же правилами. Ляхович, намереваясь распространить недавно основанное им общество, переехал в 1823 году из Белостока в Свислочь и поступил в тамошнюю гимназию. Там он привлёк к себе несколько учеников и основал общество Зорян, подобное Белостокскому. Но так как члены его не могли согласится относительно выбора начальника, то некоторое время прошло без всякой деятельности и успеха.
Тем временем Ляхович, действуя тайно, забрал в руки ученика Андрея Козминского, который горячо поддерживал планы Ляховича. При наступлении каникул, ученики разъехались по домам, и большая их часть, те, которые по окончании курса наук в гимназии в неё не вернулись, прервали всякие сношения с обществом... Из учеников, принадлежавших к обществу Зорян, в Свислочи остался один Лабунский, и хотя Ляхович поручил ему поддерживать общество Зорян, однако он этого не сделал, так что названное общество в Свислочи уже не возрождалось. Но и в Белостоке вследствие недоразумений между членами общество развалилось, как и в Свислочи.
В Вильне не было отдельного общества Зорян, они только приезжали сюда для дальнейшего обучения в университете. Эти лица, стараясь жить в приязни между собою, поддерживали некоторым родом существование Общества, которое однако не обнаруживало никакой деятельности и не имело собраний.
О прежних обязанностях членов и цели Общества названные отдельные лица разговаривали только во время прогулок, в которых никогда не принимало участие больше 2 - 4 лиц. Во время прогулок те, которые уже прежде принадлежали к Обществу, рассказывали об его существовании, цели и уставе некоторым студентам Виленского университета и уговорили их вступить в Общество. (Таким образом было привлечено трое лиц).
Число членов Общества в Вильне более не возрастало; напротив, некоторые из них совсем вышли из него... Остальные, следуя совету Голонкевича, согласились совсем закрыть его, и с этой целью в начале 1826 года письменно отказались от участия в Обществе, дав соответственное заявление прибывшему в это время в Вильну Ляховичу; этот последний должен был объявить о таковом членам, находившимся в Белостоке, и уведомить их, что общество Зорян прекратило своё существование».
Вот внешняя история кружка Зорян. Что касается внутренней, то принципы, которыми оно руководилось, очень напоминают тот дух, какой господствовал у филаретов. Можно только сказать, что кружок Зорян носил более «боевой» характер, и основываясь на горьком опыте своих предшественников, соблюдал большую осторожность.
Особенно заслуживают внимания следующие из 11 правил, составленных Ляховичем и действительно применявшихся на практике: 1) признавать одного только Бога; 3) подчиняться всем законным властям, но в Обществе только Ляховичу; 7) не принадлежать к иным тайным обществам и даже, узнав об их существовании, стараться их уничтожить; 11) не сохранять никаких бумаг и корреспонденций, имеющих связь с Обществом.
Эти правила отличаются такой политической зрелостью, что трудно было признавать за настоящего составителя их Ляховича, которому в 1828 году было не более 15 лет. Комиссия была убеждена, что за его спиной скрывается более взрослый демагог, на наличность которого темно намекал и один из арестованных членов Общества, впавший в нервное расстройство Лабунский, но ни убеждения комиссии, ни старания духовных лиц не привели ни к чему. Ляхович стоял на своём, называя себя единственным составителем правил.
В октябре 1827 Ляхович был приговорён к шестимесячному заключению в Бобруйской крепости.
По отбытии наказания отправлен рядовым в Отдельный Кавказский корпус, «с тем ещё ограничением, чтобы в унтер-офицеры его произвели не ранее как через 2 года и то только, если он этого заслужит». Участник русско-турецкой войны (1828-1829) и Кавказских воин. Вышел в отставку поручиком в 1842. Жил в Житомире, состоя в гражданской службе, где и умер. Похоронен на старом кладбище (могила сохранилась).
Żytomierz. Czytelny napis:
D. O. M.
S. † P.
FELIKS LACHOWICZ
Założyciel towarzystwa
zorzań w 1829 r.
ur. 10 Stycznia 1804 r.
zm. 21 Listopada 1877 r.
[...]
[...]
Был женат. На житомирском старом кладбище сохранились могилы, очевидно, детей Ляховича: Марии (б.д.), Мечислава (б.д), Болеслава (1847-1867) и Антония (1852-1880).
Брат (старший) - Людовик (ск. до 1843), казначей в Белостокском областном правлении. Имел в Белостоке собственный дом (ныне - Варшавская ул., 25; сохранился флигель), где во время учёбы в Белостокской гимназии, проживал и Феликс Ляхович. Был женат на Марианне Закшевской (имели 11 детей).







