№ 17 (0)1
О капитане Коннопионерного эскадрона Пущине2
Пущин показывает, что к тайному обществу не принадлежит и о цели понятия не имеет, но за два дня до 14 декабря, как видит по обстоятельствам, зашёл в оное не с тем чтобы сделаться членом, а чтобы отвлечь брата своего, коллежского асессора Пущина; заметив из слов его, что есть какой-нибудь заговор, и зная, что по настойчивости характера он не послушает его убеждений, счёл удобнейшим, не объясняясь с ним, узнать от людей, с коими он был в коротких связях. // (л. 2 об.)
1 Внизу листа пометы чернилами: «№ 14», «Читано 5 июня 1826». Вверху листа карандашом поставлен крест. Карандашная надпись вверху листа стёрта.
2 Ниже на полях помета карандашом: «№ 108».
С сим намерением он был 12 декабря у Рылеева, 13-го поутру у Якубовича, а вечером опять у Рылеева; слышал о намерении их не давать присяги и собраться на площадь к Сенату. Чтобы выведать подробнее о их предприятии, иметь право говорить и доказывать безрассудность предпринимаемого поступка, Пущин соглашался делать то, что другие будут делать, если эскадрон его не присягнёт. Сказал сие в полной уверенности, что присяга, первым им принятая, никого в эскадроне не заставит усумниться.
Употребив все // (л. 3) усилия отклонить заговорщиков от пагубного предприятия и, по-видимому, подействовав на некоторых, он ушёл в полной уверенности, что князь Трубецкой отклонит сих людей, имев уже в голове действовать против. В десятом часу пришед домой, и когда вахмистр явился к нему за приказанием, то Пущин объявил ему, что завтра присяга и он уверен, что в эскадроне никто умничать не будет.
Пущин сознаётся виновным в том, что не дал знать, надеясь, что всё кончится одними разговорами. 14 декабря, когда по болезни лежал он в постели, // (л. 3 об.) приезжал к нему Рылеев и, услышав, что они присягнули, сказал: «Весь Московский полк на площади», - и он едет в Гвардейский экипаж.
О Пущине показывают
Показание коллежского асессора Пущина
За два дня до возмущения на вопрос брата его, коллежского асессора Пущина, о духе Коннопионерного эскадрона он сказал, что эскадрон, вероятно, будет присягать с Измайловским полком и что солдаты его сделают то же, что измайловские.
Показание князя Трубецкого
Вечером 13 декабря он то же повторил у Рылеева, дополнив: впрочем, он может уговорить, чтобы не присягали, но вывести не может. Тогда Трубецкой // (л. 4) отозвал его в другую комнату и говорил, чтобы людей не отклонять от присяги, если сами они от оной не откажутся.
Показание Александра Бестужева
В исполнение намерения общества между прочим надеялись на содействие капитана Пущина, который говорил, чо по объяснению его с вахмистром эскадрон вывесть можно, но накануне сказал, что люди идут в караул и потому он приведёт только человек сорок; однако в день возмущения он не выходил.
Показания князя Трубецкого, // (л. 4 об.) Никиты Муравьёва, Рылеева, князя Оболенского, Александра Бестужева, Каховского и барона Штейнгеля
Сверх сего, члены Думы и прочие главные лица // (л. 4 об.) общества подтвердили собственное показание Пущина, что он принят членом не был, а Рылеев присовокупляет, что ему ничего более не открыто, кроме намерения в случае переприсяги не присягать.
Пущин, спрошенный о надежде его склонить людей своего эскадрона не присягать и вывесть их на площадь, отвечал, что он сказал сие, ни на чём не основываясь, но с твёрдым намерением в душе не // (л. 5) посягать на такое предприятие.
Из сведений, доставленных г[осподином] командующим Гвардейским корпусом, видно, что капитан Пущин находился у присяги со своим эскадроном, а после оной, когда эскадрону приказано было идти усмирять мятежников, то он просил, чтобы его лично освидетельствовали, и действительно найден в самом болезненном состоянии, почему и дано ему позволение остаться дома. Людей от присяги // (л. 5 об.) не отклонял и к неповиновению не возбуждал. На другой день после присяги был арестован и поныне содержится.
Правитель дел Боровков







